Наверное, у каждого церковного человека было когда-то в жизни свое личное открытие рая Божьего в Православии. То ли это было потрясение от богослужения, то ли запавшая в душу проповедь, то ли неземная красота иконного лика, то ли прочитанная книга или просмотренный фильм. Или, может быть, общение с благодатным человеком, или чудотворная пасхальная ночь, или еще что-нибудь, что явило нам неотмирную красоту христианской веры и Христовой Церкви. И мы поняли, что нет в мире ничего красивее и радостней этого. Эта красота стала определяющей ценностью нашей жизни, и мы твердо решили служить ей.
Хорошо, если так. А вот если этого не было, тогда берегись, христианин. Тогда слишком тонкими нитями привязался ты к Христу. Тебя держат в Церкви: или привычка, или обычай, или национальная самоидентификация. Или ты ходишь туда, что называется, «за компанию», или тебе просто очень нужно что-то выпросить у Господа. Все это – сомнительный мотив воцерковления. Если человек в Церкви не открыл через что-либо красоту Христа, вкус Царствия Божьего не узнал, то рано или поздно он начнет жить в Церкви чем-то другим: борьбой с кодами и масонским заговором, построением независимой национальной церкви, церковным бизнесом, паломничеством в экзотические страны, тусовками и проч.
Или же человек просто уйдет из Церкви. Как бывает: десять лет был в Церкви и ушел в раскол. Пятнадцать лет был в Церкви и оказался в секте. Двадцать лет был в Церкви – и вдруг он стоит на многолюдной площади, машет флагом и выкрикивает какие-то лозунги... Что случилось с человеком? Худшее, что может случиться: ничего. С ним ничего не случилось, он каким был, таким и остался. Он ни Христа не узнал, ни Царствия Его. Он думает, что он христианин, а на самом деле занят строительством очередной вавилонской башни, которая неминуемо упадет, а ее строители в конечном счете перестанут понимать друг друга.
Чтобы этого не произошло с нами, мы должны знать: рай Божий уже открыт для нас. Его только нужно увидеть и полюбить и дальше жить им, питаться им.
Он открыт нам в богослужении, в Таинствах. Он открыт нам на страницах Священного Писания. Открыт в церковном искусстве, в братском общении с другими христианами, в практическом исполнении заповедей Христовых. Он открыт в покаянии и искренней, слезной исповеди. Он открыт нам в Церкви! Но только его нужно узнать и полюбить.
Сергей Комаров